Вера в зеркале статистики

 

Беседа с директором НИИ комплексных социальных исследований

Санкт-Петербургского государственного университета

Валентином Евгеньевичем СЕМЕНОВЫМ.

 

В 1900 году, на стыке XIХ и XX веков, 85% населения Санкт-Петербурга были православными. Такова статистика столетней давности, причём учет вероисповедания тогда производился достаточно точно - по записям в крестильных книгах и прочим письменным источникам. Санкт-Петербург современный до этой цифры пока явно не дотягивает.

 

- Религиозность населения города мы начали отслеживать с 1992 года, - рассказал профессор Валентин Евгеньевич СЕМЕНОВ, директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета (НИИКСИ). - В советское время подобных опросов не проводилось, но по оценкам специалистов до перестройки верующих было не более 10%. Только в конце 1980-х начался массовый рост религиозности.

 

РЕЛИГИОЗНОСТЬ

 

Вот статистика опросов НИИКСИ, которой можно доверять. Каждый раз в опросах участвовали более 1000 человек. Выборка опрошенных была случайная и репрезентативная - то есть в ней представлены все категории населения по возрасту, полу, образованию и типам профессий.

Вопрос задавали все время один и тот же: считаете ли вы себя верующим, религиозным человеком? Вот сколько петербуржцев отве­чали на него положительно в течение последних 10 лет:

В 1992 году                           28% опрошенных

В марте 1993 года                47%

В октябре 1993 года             53%

(впервые цифра перевалила за 50%)

В 1995 году                           61%

(это максимум)

В 1999 году                           61%

В 2000 году                           55%

В 2001 году                           51%

В 2002 году                           52%

В 2003 году                           53%

(среди молодежи)

- Как мы видим, в 1990-е годы был резкий подъем религиозности населения Петербурга, - комментирует профессор В. Е. СЕМЕНОВ. - Пика цифры достигли в январе 1995 года, и этот максимум держался до осени 1999-го. А потом показатели пошли на спад. И только в последние годы опять намечается плавный подъем.

Рост числа верующих в 1990-е годы я связываю с влиянием пассионарной личности митрополита ИОАННА, который стоял тогда во главе Санкт-Петербургской Епархии, с его активной, подвижнической деятельностью, с его глубокой верой, мудростью и смирением ...

Не случайно, когда осенью 2001 года мы спрашивали: кто из двух петербургских деятелей, ушедших из жизни, был вам ближе по духу? - то мэр Анатолий СОБЧАК получил 20,2%, а митрополит ИОАНН - 18,4%. Вопрос вообще-то был не совсем правомерен (поскольку Анатолий СОБЧАК умер за год до опроса, а митрополит ИОАНН - уже шесть лет назад), но общую картину умонастроений ответы отражали. Видно было, что в памяти петербуржцев эти две фигуры занимали места, близкие по значимости. Причем среди пожилых людей митрополит ИОАНН (34%) оказался гораздо весомее А.А.СОБЧАКА (19%)... Важно, конечно, и то, что больше половины опрошенных (54%) не считали близким себе по духу ни того, ни другого. Среди пожилых эта доля была ниже (37%), а среди молодежи - куда выше (75%).

По России цифры и тенденции изменения религиозности несколько иные. В 1999 году по данным ВЦИОМа было 60% верующих (примерно столько же и в Петербурге). А потом линии разошлись: в России число религиозных людей пошло на увеличение, а у нас – на понижение. Например, если судить по опросу фирмы «РАМИР», верующими в 2000 году себя считали 80% респондентов (в Петербурге в это время таких было только 55%).

То, что в Петербурге число верующих в последние годы стало меньше, вероятно, объясняется противоречиями в обществе и в самой Церкви (например, некоторые священники на дорогих иномарках вызывают у паствы недоумение ... ).

Это связано и с пресловутым западничеством Петербурга - и в географическом, и в идейном смысле. Например, на выборах в Думу прозападно ориентированные партии (ДВР, СПС, «Яблоко») из года в год получают у нас значительно больший процент голосов, чем по всей России. Научно-техническая интеллигенция и руководители-администраторы у нас, к сожалению - самые безрелигиозные социальные группы. В то же время мы прекрасно знаем, что научные знания - отнюдь не препятствие для веры. Достаточно вспомнить академиков-физиологов И. П. ПАВЛОВА, А. А. УХТОМСКОГО, академика-математика В. В. НОВОЖИЛОВА и многих современных ученых.

Среди молодежи верующих обычно больше, чем в общей выборке (на несколько процентов: например, 59% против общей цифры в 51% в 2001 году). Такая же картина и среди пожилых (56%), а среди зрелых людей - наоборот, меньше, чем в общей выборке (48%). Но если старшее поколение строго конфессионально, то религиозность молодежи гораздо шире. Она нередко принимает самые причудливые формы, включает в себя и мистику, и мифологию.

Нынешняя молодежь - это то поколение, которое вошло в сознательную жизнь, когда Рождество Христво стало государственным праздником. Это с одной стороны. А с другой –началась экспансия в нашу страну всевозможных тоталитарных сект и различных экзотических учений. Влиянием этих факторов во многом объясняется противоречивая картина религиозности в Санкт-Петербурге. Тем не менее понятно, что Православная вера остается вне конкуренции.

В своих опросах задавали мы и такой вопрос: к какой вере, конфессии вы себя относите? В январе 2001 года, к примеру, православными себя считали 50% опрошенных (и 95% среди верующих), католиков тогда оказалось 1,1%, к исламу относили себя 1%, протестантов было всего 0,7%, буддистов 0,4%, иудаистов тоже 0,4%. В другие годы процентное соотношение было примерно такое же.

 

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

 

- Но, к сожалению, вера у нас очень поверхностная. Это приходится констатировать, когда сравниваешь ответы на вопрос о религиозности с ответами на вопрос о жизненных ценностях. Дело в том, что многие годы мы задаем достаточно личный вопрос: какие из жизненных ценностей для вас самые важные? (Вопрос закрытый - предлагается выбрать из семи приоритетов).

Так вот, на стыке тысячелетий, в октябре 2001 года, жизненные ценности петербурж­цев распределились так:

1. Семья                                73%

2. Здоровье                            71%

3.Деньги                                34%

4.Друзья                                32%

5.Интересная работа            28%

6.Справедливость                21%

7.Вера                                    11%

При ответе на этот вопрос СЕМЬЯ и ЗДОРОВЬЕ - вне конкуренции! С большим отрывом за ними следуют ДЕНЬГИ и ДРУЗЬЯ (причем значимость ДРУЗЕЙ - это характерная российская черта, в западных странах эта ценность гораздо ниже). В молодежной выборке ДРУЗЬЯ (53%) даже «обгоняют» ЗДОРОВЬЕ (49%), но СЕМЬЯ для молодых -все-таки важнее всего (60%)! Только у пожи­лых на первом месте ЗДОРОВЬЕ (85,5%), которое «опережает» даже СЕМЬЮ (67%).

На пятом месте в общей выборке - ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА, а у молодежи и пенсионеров - даже на шестом. И заметьте: нет корреляции между ДЕНЬГАМИ и РАБОТОЙ, что свидетельствует об общем расщеплении морального сознания. Получается, что деньги можно добыть, и не работая ... Абстрактные (так они, к сожалению, воспринимаются многими) ценности - СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ВЕРА - на последних местах. В других опросах последних лет картина менялась несуществен­но.

Похожая картина ценностей - у молодежи от 16 до 30 лет (в декабре 2002 года):

1. Семья                                 78%

2. Друзья                               53%

3.Здоровье                             52,7%

4.Интересная работа            41%

5.Справедливость                26%

6.Деньги                                23%

7.Вера                                   13%

- В молодежной выборке ДРУЗЬЯ (53%) стабильно «обгоняют» даже ЗДОРОВЬЕ, хотя на этот раз ценность ЗДОРОВЬЯ (52,7%) практически сравнялась с ДРУЗЬЯМИ. Радует, что ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА (41%) значительно опережает ДЕНЬГИ (23%). Но настораживает, что для молодежи ЗДОРОВЬЕ становится почти так же важно, как и для пожилых. Я вижу в этом, во-первых, результат воздействия поверхностной рекламы сексуальной привлекательности и всевозможных чудодейственных лекарственных средств в СМИ, а во-вторых, действительно нездоровую молодежь и ее повышенную заботу о своем телесном здоровье, но не о здоровье духовном ...

В этом опросе СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ВЕРА тоже традиционно стоят на последнем месте среди ценностей. Но у молодежи, как мы видим, СПРАВЕДЛИВОСТЬ на пятом месте, а у пожилых поднимается иногда и до третьего (и те, и другие чувствуют себя в чем-то ущемленными).

Если сравнивать ответы о ценностях с ответами о религиозности, то результаты опросов вызывают некоторое удивление. С одной стороны, верующими себя считают 51% опрошенных (в том же 2001 году). Но когда вопрос был сформулирован более жестко (выбрать жизненные ценности), то ВЕРА оказалась на последнем месте, и за нее «проголосовали» всего 11 % (в других опросах - от 10% до 16%, у старшего поколения ВЕРА стоит повыше - до 20%).

И в связи с этими результатами встает вопрос о воцерковленности (хотя, понятное дело, мы его и не задавали). Если говорить о верующих, которые были сто лет назад, в начале XX века, то многие из них постоянно ходили в храмы, регулярно исповедовались и причащались. Сегодня подход к верующим даже у священников очень либерален. Если человек причащается хотя бы раз или два в год (во время Великого и Рождественского постов) и посещает храм хотя бы раз в месяц, то и это уже хорошо. И таких людей мы наберем не больше 5%. А тех, кто по выходным постоян­но приходит на службу в церковь - и того меньше, всего 1-2%..

Но тут уместно будет вспомнить слова святого Игнатия Богоносца о том, что «семья - это малая Церковь». И ценность семьи, слава Богу, у нас пока еще очень высока (во всех выборках, и в молодежной в том числе). Сколько бы экстремисты разного толка не пытались ее разрушить, им это не удается! И в глубине души русский человек остается религиозным - хотя бы по отношению к семье.

 

СВЯЩЕННИКИ И ХРАМЫ

 

В том же опросе (в декабре 2002 года) мы спрашивали: какие виды деятельности из нижеперечисленных вы больше всего цените? (можно было назвать не больше трех видов). Это очень важный показатель, который косвенно позволяет судить о духовных установ­ках человека. Результаты ответов распределились следующим образом:

1. Врач                                   65%

2 Ученый                               48%

3. Предприниматель                        33%

4 Художник                           28%

5. Инженер                             19%

6. Рабочий                              18%

7. Священник                         14%

Еще немецкий ученый Шпрангер установил связь: выбор профессии отражает духовные установки личности. Например, профессия ученого говорит об установке на ПОЗНАНИЕ, художника - на ИСКУССТВО, священника - на ВЕРУ и т. д. Мы следовали его классификации профессий, модифицировав ее для наших целей. Посмотрим теперь на результаты опроса, которые вызывают удивление. Например, ученый в глазах молодых людей занял второе место - и это при том, что государство практически не финансирует науку. Видимо, ценность ПОЗНАНИЯ для молодых по-прежнему высока - даже важнее, чем БИЗНЕС.

То, что профессия медика, врачебная де­ятельность оказалась на первом месте, объясняется значимостью ЗДОРОВЬЯ (о чем мы уже говорили). И, кроме того, это проявление духа нынешнего времени с его материалистичностью, получившей мощный импульс в современном обществе ... А то, что священник оказался на последнем месте, можно связать с тем, что и ВЕРА - традиционно «арьергардная» ценность.

 

ПЕРСОНЫ

 

Есть и дополнительные сведения, касающиеся ВЕРЫ, которые делают картину более объемной. Например, в 2000 году, накануне выборов президента России, мы задавали такой вопрос: хотели бы вы, чтобы Президент был православным? Почти треть опрошенных(31%) ответили «да», всего 6% хотели бы, чтобы Президент был атеистом, остальные затруднились с ответом.

В ходе опроса в октябре 2001 года мы задавали вопрос: кому из названных общественных деятелей вы наиболее доверяете? Ответы респондентов распределились следующим образом:

1. Владимир Путин                          46%

2. Патриарх Алексий II                    14%

3. Геннадий Зюганов                       6%

4. Борис Немцов                               5%

5. Владимир Жириновский             2%

6. Никому из них не доверяю         34%

7. Другие                                           3%

Политические фигуры, названные в вопросе, отражают весь сегодняшний спектр ментально-политических ориентации. И рейтинг В. В. Путина очень высок. Среди молодежи доверие к Президенту еще выше (49,5%), чем в общей выборке, а среди пенсионеров - самое высокое (54,5%), только петербуржцы среднего возраста доверяют ему меньше (41%).

На втором месте в рейтинге доверия -Патриарх Алексий II, и это довольно высокая позиция. Пожилые доверяют ему больше (25,5%), а молодежь - меньше (8%), хотя верующих среди молодежи больше ...

Но вот что важно: треть населения не доверяет никому. Это безразличие к политической жизни проявляется и на всех выборах, когда население просто не является на избирательные участки. Причем среди пожилых процент никому не доверяющих самый низкий (22%), среди молодежи - повыше (35%), а самый высокий - среди зрелой части населения (42%).

Высокий рейтинг доверия Патриарху и Православной Церкви подтвердился и недавно. Чтобы определить общий политический фон в Петербурге в сентябре 2003 года, мы задавали вопрос: какие из политических институтов вызывают наибольшее доверие? Этот опрос НИИКСИ показал, что в рейтинге доверия безусловный лидер – Президент Владимир Путин (как и в прошлом году): ему доверяют 79%, а не доверяют - лишь 14%.

На втором месте, как это ни удивительно для некоторых - Церковь: ей доверяют 50% опрошенных, а не доверяют 19%. В этом рейтинге доверия Церковь оказалась выше Правительства (ему доверяют 41%), армии (36%), телевидения (27%), суда (21%), силовых структур (21%), Совета Федерации (18,5%) и Госдумы (17%).

 

ПРОПАГАНДА В СМИ

 

Мы уже говорили об анализе жизненных ценностей петербуржцев. Но недавно мы получили дополнительные данные, позволяю­щие судить не только о самих ценностях, но и о некоторых факторах, их формирующих. В опросе молодежи от 15 до 30 лет, который проводился в начале ноября 2003 года, мы спрашивали о том, какие из перечисленных жизненных ценностей, на ваш взгляд, пропагандируют средства массовой информации. И вот ответы молодых петербуржцев:

1. Деньги                               59%

2. Здоровье                            23%

3. Интересная работа           22%

4. Семья                                 22%

5. Друзья                                16%

6. Справедливость                8%

7. Вера                                   7%

Таково мнение современной молодежи о сегодняшних СМИ. Пропаганда ДЕНЕГ, материальных ценностей - на первом месте, а ВЕРА, ценности духовные - на последнем. Как мы видим по результатам опроса, петербургская молодежь гораздо более зрелая, чем современные СМИ. Она прекрасно видит, что с экранов, с газетных и журнальных страниц ей прежде всего навязывают ценность ДЕНЕГ. А духовные ценности СПРАВЕДЛИВОСТИ и ВЕРЫ пропагандируются очень слабо. Формально РАБОТА вышла на третье место в рейтинге, но если посмотреть, какие специальности популярны сегодня у молодежи, мы увидим все те же офисные работы: финансисты, банкиры, менеджеры. А инженерные и рабочие специальности - в самом конце списка.

Отрадно лишь то, что в ценностных ориентациях самой молодежи СПРАВЕДЛИВОСТЬ (26%) и ВЕРА (13%) играют более важную роль, чем они представлены в СМИ. Хотя и печально, что эти духовные ценности, на которых держится общество, оказываются тем не менее в самом конце рейтингового списка.

В том же опросе мы спрашивали молодежь: считаете ли вы, что сегодняшние СМИ способствуют формированию у молодежи качеств, присущих гражданину и патриоту своей Родины? Вот ответы:

1. Да                                       31%

2. Нет                                      59%

3. 3атрудняюсь ответить      10%

Молодые петербуржцы чувствуют, что средства массовой информации явно не «дорабатывают» государственную программу по патриотизму. Президент ставит эту задачу как приоритетную, а наши «свободные» СМИ если и пропагандируют патриотизм, то скорее американский - в бесконечных боевиках о доблестных солдатах и полицейских, защищающих честь звездно-полосатого флага ...

 

Записал Евгений ГОЛУБЕВ

 

По материалам журнала «Град духовный»

 

Православие TopCTO Православие Церковь