Вера в
зеркале статистики
Беседа с директором
НИИ комплексных социальных исследований
Санкт-Петербургского
государственного университета
Валентином Евгеньевичем
СЕМЕНОВЫМ.
В 1900 году, на стыке XIХ и XX веков, 85% населения Санкт-Петербурга были православными. Такова
статистика столетней давности, причём учет вероисповедания тогда производился
достаточно точно - по записям в крестильных книгах и прочим письменным
источникам. Санкт-Петербург современный до этой цифры пока явно не дотягивает.
-
Религиозность населения города мы начали отслеживать с 1992 года, - рассказал профессор
Валентин Евгеньевич СЕМЕНОВ, директор НИИ комплексных социальных исследований
Санкт-Петербургского государственного университета (НИИКСИ). - В советское
время подобных опросов не проводилось, но по оценкам специалистов до
перестройки верующих было не более 10%. Только в конце 1980-х начался массовый рост
религиозности.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ
Вот
статистика опросов НИИКСИ, которой можно доверять. Каждый раз в опросах
участвовали более 1000 человек. Выборка опрошенных была случайная и
репрезентативная - то есть в ней представлены все категории населения по
возрасту, полу, образованию и типам профессий.
Вопрос
задавали все время один и тот же: считаете ли вы себя верующим, религиозным
человеком? Вот сколько петербуржцев отвечали на него положительно в течение
последних 10 лет:
В 1992 году 28%
опрошенных
В
марте 1993 года 47%
В октябре
1993 года 53%
(впервые
цифра перевалила за 50%)
В
1995 году 61%
(это
максимум)
В 1999 году 61%
В
2000 году 55%
В 2001 году 51%
В 2002 году 52%
В 2003 году 53%
(среди
молодежи)
- Как мы видим, в 1990-е годы был резкий подъем религиозности
населения Петербурга, - комментирует профессор В. Е. СЕМЕНОВ. - Пика цифры
достигли в январе 1995 года, и этот максимум держался до осени 1999-го. А потом
показатели пошли на спад. И только в последние годы опять намечается плавный
подъем.
Рост
числа верующих в 1990-е годы я связываю с влиянием пассионарной личности
митрополита ИОАННА, который стоял тогда во главе Санкт-Петербургской Епархии, с
его активной, подвижнической деятельностью, с его глубокой верой, мудростью и
смирением ...
Не
случайно, когда осенью 2001 года мы спрашивали: кто из двух петербургских
деятелей, ушедших из жизни, был вам ближе по духу? - то мэр Анатолий СОБЧАК
получил 20,2%, а митрополит ИОАНН - 18,4%. Вопрос вообще-то был не совсем
правомерен (поскольку Анатолий СОБЧАК умер за год до опроса, а митрополит ИОАНН
- уже шесть лет назад), но общую картину умонастроений ответы отражали. Видно
было, что в памяти петербуржцев эти две фигуры занимали места, близкие по
значимости. Причем среди пожилых людей митрополит ИОАНН (34%) оказался гораздо
весомее А.А.СОБЧАКА (19%)... Важно, конечно, и то, что больше половины
опрошенных (54%) не считали близким себе по духу ни того, ни другого. Среди
пожилых эта доля была ниже (37%), а среди молодежи - куда выше (75%).
По России цифры и тенденции изменения религиозности несколько
иные. В 1999 году по данным ВЦИОМа было 60% верующих (примерно столько же и в
Петербурге). А потом линии разошлись: в России число религиозных людей пошло на
увеличение, а у нас – на понижение. Например, если судить по опросу фирмы
«РАМИР», верующими в 2000 году себя считали 80% респондентов (в Петербурге в
это время таких было только 55%).
То, что в Петербурге число верующих в последние годы стало меньше,
вероятно, объясняется противоречиями в обществе и в самой Церкви (например,
некоторые священники на дорогих иномарках вызывают у паствы недоумение ... ).
Это
связано и с пресловутым западничеством Петербурга - и в географическом, и в
идейном смысле. Например, на выборах в Думу прозападно ориентированные партии
(ДВР, СПС, «Яблоко») из года в год получают у нас значительно больший процент
голосов, чем по всей России. Научно-техническая интеллигенция и
руководители-администраторы у нас, к сожалению - самые безрелигиозные
социальные группы. В то же время мы прекрасно знаем, что научные знания -
отнюдь не препятствие для веры. Достаточно вспомнить академиков-физиологов И. П.
ПАВЛОВА, А. А. УХТОМСКОГО, академика-математика В. В. НОВОЖИЛОВА и многих
современных ученых.
Среди
молодежи верующих обычно больше, чем в общей выборке (на несколько процентов:
например, 59% против общей цифры в 51% в 2001 году). Такая же картина и среди
пожилых (56%), а среди зрелых людей - наоборот, меньше, чем в общей выборке
(48%). Но если старшее поколение строго конфессионально, то религиозность
молодежи гораздо шире. Она нередко принимает самые причудливые формы, включает
в себя и мистику, и мифологию.
Нынешняя
молодежь - это то поколение, которое вошло в сознательную жизнь, когда
Рождество Христво стало государственным праздником. Это с одной стороны. А с
другой –началась экспансия в нашу страну всевозможных тоталитарных сект и
различных экзотических учений. Влиянием этих факторов во многом объясняется
противоречивая картина религиозности в Санкт-Петербурге. Тем не менее понятно,
что Православная вера остается вне конкуренции.
В
своих опросах задавали мы и такой вопрос: к какой вере, конфессии вы себя относите?
В январе 2001 года, к примеру, православными себя считали 50% опрошенных (и 95%
среди верующих), католиков тогда оказалось 1,1%, к исламу относили себя 1%,
протестантов было всего 0,7%, буддистов 0,4%, иудаистов тоже 0,4%. В другие
годы процентное соотношение было примерно такое же.
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
-
Но, к сожалению, вера у нас очень поверхностная. Это приходится констатировать,
когда сравниваешь ответы на вопрос о религиозности с ответами на вопрос о
жизненных ценностях. Дело в том, что многие годы мы задаем достаточно личный
вопрос: какие из жизненных ценностей для вас самые важные? (Вопрос закрытый -
предлагается выбрать из семи приоритетов).
Так
вот, на стыке тысячелетий, в октябре 2001 года, жизненные ценности петербуржцев
распределились так:
1. Семья 73%
2. Здоровье 71%
3.Деньги 34%
4.Друзья 32%
5.Интересная работа 28%
6.Справедливость 21%
7.Вера 11%
При
ответе на этот вопрос СЕМЬЯ и ЗДОРОВЬЕ - вне конкуренции! С большим отрывом за
ними следуют ДЕНЬГИ и ДРУЗЬЯ (причем значимость ДРУЗЕЙ - это характерная российская
черта, в западных странах эта ценность гораздо ниже). В молодежной выборке
ДРУЗЬЯ (53%) даже «обгоняют» ЗДОРОВЬЕ (49%), но СЕМЬЯ для молодых -все-таки
важнее всего (60%)! Только у пожилых на первом месте ЗДОРОВЬЕ (85,5%), которое
«опережает» даже СЕМЬЮ (67%).
На
пятом месте в общей выборке - ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА, а у молодежи и пенсионеров -
даже на шестом. И заметьте: нет корреляции между ДЕНЬГАМИ и РАБОТОЙ, что
свидетельствует об общем расщеплении морального сознания. Получается, что
деньги можно добыть, и не работая ... Абстрактные (так они, к сожалению,
воспринимаются многими) ценности - СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ВЕРА - на последних местах.
В других опросах последних лет картина менялась несущественно.
Похожая
картина ценностей - у молодежи от 16 до 30 лет (в декабре 2002 года):
1. Семья 78%
2. Друзья 53%
3.Здоровье 52,7%
4.Интересная работа 41%
5.Справедливость 26%
6.Деньги 23%
7.Вера 13%
-
В молодежной выборке ДРУЗЬЯ (53%) стабильно «обгоняют» даже ЗДОРОВЬЕ, хотя на
этот раз ценность ЗДОРОВЬЯ (52,7%) практически сравнялась с ДРУЗЬЯМИ. Радует,
что ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА (41%) значительно опережает ДЕНЬГИ (23%). Но
настораживает, что для молодежи ЗДОРОВЬЕ становится почти так же важно, как и
для пожилых. Я вижу в этом, во-первых, результат воздействия поверхностной
рекламы сексуальной привлекательности и всевозможных чудодейственных
лекарственных средств в СМИ, а во-вторых, действительно нездоровую молодежь и
ее повышенную заботу о своем телесном здоровье, но не о здоровье духовном ...
В
этом опросе СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ВЕРА тоже традиционно стоят на последнем месте
среди ценностей. Но у молодежи, как мы видим, СПРАВЕДЛИВОСТЬ на пятом месте, а
у пожилых поднимается иногда и до третьего (и те, и другие чувствуют себя в
чем-то ущемленными).
Если
сравнивать ответы о ценностях с ответами о религиозности, то результаты опросов
вызывают некоторое удивление. С одной стороны, верующими себя считают 51%
опрошенных (в том же 2001 году). Но когда вопрос был сформулирован более жестко
(выбрать жизненные ценности), то ВЕРА оказалась на последнем месте, и за нее
«проголосовали» всего 11 % (в других опросах - от 10% до 16%, у старшего
поколения ВЕРА стоит повыше - до 20%).
И
в связи с этими результатами встает вопрос о воцерковленности (хотя, понятное
дело, мы его и не задавали). Если говорить о верующих, которые были сто лет
назад, в начале XX века, то
многие из них постоянно ходили в храмы, регулярно исповедовались и причащались.
Сегодня подход к верующим даже у священников очень либерален. Если человек
причащается хотя бы раз или два в год (во время Великого и Рождественского
постов) и посещает храм хотя бы раз в месяц, то и это уже хорошо. И таких людей
мы наберем не больше 5%. А тех, кто по выходным постоянно приходит на службу в
церковь - и того меньше, всего 1-2%..
Но
тут уместно будет вспомнить слова святого Игнатия Богоносца о том, что «семья -
это малая Церковь». И ценность семьи, слава Богу, у нас пока еще очень высока
(во всех выборках, и в молодежной в том числе). Сколько бы экстремисты разного
толка не пытались ее разрушить, им это не удается! И в глубине души русский
человек остается религиозным - хотя бы по отношению к семье.
СВЯЩЕННИКИ И
ХРАМЫ
В
том же опросе (в декабре 2002 года) мы спрашивали: какие виды деятельности из
нижеперечисленных вы больше всего цените? (можно было назвать не больше трех
видов). Это очень важный показатель, который косвенно позволяет судить о
духовных установках человека. Результаты ответов распределились следующим
образом:
1.
Врач 65%
2 Ученый 48%
3.
Предприниматель 33%
4 Художник 28%
5. Инженер 19%
6. Рабочий 18%
7. Священник 14%
Еще
немецкий ученый Шпрангер установил связь: выбор профессии отражает духовные
установки личности. Например, профессия ученого говорит об установке на ПОЗНАНИЕ,
художника - на ИСКУССТВО, священника - на ВЕРУ и т. д. Мы следовали его
классификации профессий, модифицировав ее для наших целей. Посмотрим теперь на
результаты опроса, которые вызывают удивление. Например, ученый в глазах
молодых людей занял второе место - и это при том, что государство практически
не финансирует науку. Видимо, ценность ПОЗНАНИЯ для молодых по-прежнему высока
- даже важнее, чем БИЗНЕС.
То,
что профессия медика, врачебная деятельность оказалась на первом месте,
объясняется значимостью ЗДОРОВЬЯ (о чем мы уже говорили). И, кроме того, это
проявление духа нынешнего времени с его материалистичностью, получившей мощный
импульс в современном обществе ... А то, что священник оказался на последнем
месте, можно связать с тем, что и ВЕРА - традиционно «арьергардная» ценность.
ПЕРСОНЫ
Есть
и дополнительные сведения, касающиеся ВЕРЫ, которые делают картину более
объемной. Например, в 2000 году, накануне выборов президента России, мы
задавали такой вопрос: хотели бы вы, чтобы Президент был православным? Почти
треть опрошенных(31%) ответили «да», всего 6% хотели бы, чтобы Президент был
атеистом, остальные затруднились с ответом.
В
ходе опроса в октябре 2001 года мы задавали вопрос: кому из названных
общественных деятелей вы наиболее доверяете? Ответы респондентов распределились
следующим образом:
1. Владимир Путин 46%
2. Патриарх Алексий II 14%
3. Геннадий
Зюганов 6%
4. Борис Немцов 5%
5. Владимир Жириновский 2%
6. Никому из них не доверяю 34%
7. Другие 3%
Политические фигуры, названные в вопросе, отражают весь
сегодняшний спектр ментально-политических ориентации. И рейтинг В. В. Путина
очень высок. Среди молодежи доверие к Президенту еще выше (49,5%), чем в общей
выборке, а среди пенсионеров - самое высокое (54,5%), только петербуржцы среднего
возраста доверяют ему меньше (41%).
На
втором месте в рейтинге доверия -Патриарх Алексий II, и это довольно высокая позиция. Пожилые доверяют ему больше
(25,5%), а молодежь - меньше (8%), хотя верующих среди молодежи больше ...
Но
вот что важно: треть населения не доверяет никому. Это безразличие к политической
жизни проявляется и на всех выборах, когда население просто не является на
избирательные участки. Причем среди пожилых процент никому не доверяющих самый
низкий (22%), среди молодежи - повыше (35%), а самый высокий - среди зрелой
части населения (42%).
Высокий
рейтинг доверия Патриарху и Православной Церкви подтвердился и недавно. Чтобы
определить общий политический фон в Петербурге в сентябре 2003 года, мы
задавали вопрос: какие из политических институтов вызывают наибольшее доверие? Этот
опрос НИИКСИ показал, что в рейтинге доверия безусловный лидер – Президент Владимир
Путин (как и в прошлом году): ему доверяют 79%, а не доверяют - лишь 14%.
На
втором месте, как это ни удивительно для некоторых - Церковь: ей доверяют 50% опрошенных,
а не доверяют 19%. В этом рейтинге доверия Церковь оказалась выше Правительства
(ему доверяют 41%), армии (36%), телевидения (27%), суда (21%), силовых
структур (21%), Совета Федерации (18,5%) и Госдумы (17%).
ПРОПАГАНДА В СМИ
Мы
уже говорили об анализе жизненных ценностей петербуржцев. Но недавно мы
получили дополнительные данные, позволяющие судить не только о самих
ценностях, но и о некоторых факторах, их формирующих. В опросе молодежи от 15
до 30 лет, который проводился в начале ноября 2003 года, мы спрашивали о том,
какие из перечисленных жизненных ценностей, на ваш взгляд, пропагандируют
средства массовой информации. И вот ответы молодых петербуржцев:
1. Деньги 59%
2.
Здоровье 23%
3. Интересная работа 22%
4. Семья 22%
5. Друзья 16%
6. Справедливость 8%
7. Вера 7%
Таково
мнение современной молодежи о сегодняшних СМИ. Пропаганда ДЕНЕГ, материальных
ценностей - на первом месте, а ВЕРА, ценности духовные - на последнем. Как мы
видим по результатам опроса, петербургская молодежь гораздо более зрелая, чем
современные СМИ. Она прекрасно видит, что с экранов, с газетных и журнальных
страниц ей прежде всего навязывают ценность ДЕНЕГ. А духовные ценности
СПРАВЕДЛИВОСТИ и ВЕРЫ пропагандируются очень слабо. Формально РАБОТА вышла на
третье место в рейтинге, но если посмотреть, какие специальности популярны
сегодня у молодежи, мы увидим все те же офисные работы: финансисты, банкиры,
менеджеры. А инженерные и рабочие специальности - в самом конце списка.
Отрадно
лишь то, что в ценностных ориентациях самой молодежи СПРАВЕДЛИВОСТЬ (26%) и
ВЕРА (13%) играют более важную роль, чем они представлены в СМИ. Хотя и
печально, что эти духовные ценности, на которых держится общество, оказываются
тем не менее в самом конце рейтингового списка.
В
том же опросе мы спрашивали молодежь: считаете ли вы, что сегодняшние СМИ
способствуют формированию у молодежи качеств, присущих гражданину и патриоту своей
Родины? Вот ответы:
1.
Да 31%
2.
Нет 59%
3.
3атрудняюсь ответить 10%
Молодые
петербуржцы чувствуют, что средства массовой информации явно не «дорабатывают»
государственную программу по патриотизму. Президент ставит эту задачу как
приоритетную, а наши «свободные» СМИ если и пропагандируют патриотизм, то
скорее американский - в бесконечных боевиках о доблестных солдатах и
полицейских, защищающих честь звездно-полосатого флага ...
Записал
Евгений ГОЛУБЕВ
По
материалам журнала «Град духовный»