На первую страницу.

Житие святого апостола Тита.

Память его празднуется святой Церковью 25 августа по ст.ст.

Святой апостол Тит был родом из Крита и происходил от родителей, хотя и благородных (ибо они вели свое родство от Мироя, царя критского), но не правоверных - язычников, придерживающихся идолопоклоннического нечестия. Тит и сам первоначально служил тому же нечестию и выказал в юных годах большую ревность в изучении наук эллинских: он с усердием изучал сочинения древних философов и стихотворцев, как например Гомера и прочих. Несмотря на это Тит проводил жизнь незлобивую и целомудренную; хотя он и не знал Бога истинного, однако соблюдал в непорочности девственную чистоту тела своего, как впоследствии свидетельствовал о нем святой Игнатий Богоносец1 в своем послании к филадельфийцам, называя Тита девственником; Того Самого Бога, Коего Тит не знал верою, он чтил добрыми делами своими и был Ему угоден.

Когда Титу исполнилось двадцать лет от рождения, он услышал голос, нисходивший к нему с неба и говоривший:

- "Тит! Тебе следует уйти отсюда и спасти свою душу, ибо учение эллинское не ведет ко спасению".

После того, как Тит услышал этот голос, он восхотел слышать его и во второй раз; ибо он знал, что иногда бывают гласы и внушения от идолов. Теперь Тит уже не хотел веровать в идолов, так как начал познавать обольщение бесовское (коему поддаются все, покланяющиеся идолам); и прожил там еще один год.

Потом было ему во сне повеление от Бога - прочесть еврейские книги; и после того сонного видения Тит начал искать книги еврейские. Найдя книгу святого пророка Исайи2, Тит раскрыл ее и остановился на главе сорок первой, которая начинается так: обновляйтеся ко мне, острови (Гл. 41, ст. 1). Читая главу эту, Тит встретил в ней некоторые слова, которые, как ему казалось, Сам Бог изрекал сердцу его, именно: раб Мой еси, избрах тя, и не оставих тебе. Не бойся, с тобою бо есмь, не прельщайся (многобожием языческим), Аз бо есмь Бог твой (Ст. 9 и 10). И еще: Аз Бог твой, держай десницу твою, глаголяй тебе (Ст. 13). В конце же главы прочитал об идольском обольщении, - именно: от кумир их несть возвещаяй, и аще вопрошу их, откуду есте? не отвещают ми. Суть бо творящии их в вас, и всуе прельщающие вас (Ст. 28-29).

Эти и другие слова книги пророческой были для Тита как бы ключем, открывшим двери ума его к познанию Единого Истинного Бога и вместе с тем к уразумению идольского обольщения и заблуждения языческого; с того времени Тит воспламенился сердцем к Богу, Коего почитали евреи.

В это время на острове Крите (где проживал Тит) распространился слух о Христе, - Боге, явившемся во плоти, проживавшем среди людей в Иерусалиме и совершавшем дивные и несказанные чудеса; ибо слава о Нем проходила по всем концам земли. Анфипат3 Крита, приходившийся Титу дядей по матери, посоветовавшись с именитыми мужами, послал в Иерусалим своего племянника, сего благоразумного и любознательного Тита с тем, чтобы он хорошенько выслушал и уразумел то, что говорилось из уст Христовых, и побеседовал с Ним; таким образом, Тит мог возвестить самым подробным образом своим соотечественникам все то, что сам узнал бы о Христе.

Тит отправился в Иерусалим; увидав Владыку Христа, он поклонился Ему и следовал за Ним и учениками Его, смешиваясь с народом, во множестве ходившем за Господом; таким образом Тит был самовидцем многих чудес, совершенных Христом, и видел спасительное страдание Господа, уверился также и в воскресении Его. После же Вознесения Господня, когда Дух Святой сошел на апостолов в виде языков огненных, так что апостолы начали говорить на разных языках, Тит слышал беседу апостолов, говоривших и по-критски и весьма изумлялся, как об этом написано и в книге Деяний Апостольских: пришельцы критяне (среди них был и Тит) и аравляне, удивляясь, друг другу говорили: слышим глаголющих их (апостолов святых) нашими языки величия Божия (Деян. гл. 2, ст. 10-11). Впоследствии Тит пересказал обо всем этом в отечестве своем Крите.

Блаженный Тит принял участие и в служении апостольском; когда дверь веры была открыта и для язычников (Деян. гл. 14, ст. 27) и были крещены сотник Корнилий, а потом и прочие эллины, тогда и Тит, происходя от язычников необрезанных, принял крещение от святого апостола Павла, ранее называвшегося Савлом. Хотя Тит и уверовал во Христа, но, пока не крестился, апостолы не принимали его в первенствующую церковь, так как вообще не принимали необрезанных; Тит же не хотел исполнять ветхозаветного обряда обрезания; однако иудеи, уверовавшие во Христа, требовали первоначально от всех язычников исполнения сего обряда, говоря, что без обрезания никто не может получить спасения, как об этом написано и в книге Деяний Апостольских: неции (сказано) сшедше от Иудеи, учаху братию, яко аще не обрежетеся по обычаю Моисеову, не можете спастися (Деян. гл. 15, ст. 1). Таковые роптали и на святого первоверховного апостола Петра за крещение сотника Корнилия и вступили в спор с ним (апостолом Петром), говоря ему, что он вошел в дом мужей необрезанных и ел с ними. Когда же святые апостолы на соборе рассмотрели этот вопрос, то постановили не принуждать язычников обрезываться; тогда и Тит блаженный пришел ко крещению, так как никто не принуждал его к обрезанию, о чем упоминает и апостол Павел в послании к Галатам, говоря: Ни Тит, иже со мною, эллин сый, нужден бысть обрезатися (Гал. гл. 2, ст. 3).

После крещения Тит был уполномочен прочими главными апостолами к служению апостольскому и сопричтен к числу семидесяти меньших апостолов; Тит послан был вместе с апостолом Павлом, на проповедь слова Божия, к язычникам; и Тит постоянно следовал за Павлом святым и не только как ученик за учителем, но и как сын, следующий за возлюбленным отцем. Ибо Павел называет его своим сыном, как это можно видеть из послания его к Титу: Титу (говорит святой Павел) присному чаду благодать и милость (Тит. гл. 1, ст. 4). Ходил же святой Тит иногда вместе с апостолом Павлом, иногда же был посылаем им проповедовать самостоятельно; так например он был послан Павлом в Далматию, о чем упоминает Павел в послании к Тимофею, говоря: Тит в Далматию (2 Тим. гл. 4, ст. 10), т.е. был послан мною на проповедь Евангелия в города Далматские. Иногда святой апостол Павел посылал Тита со своими апостольскими посланиями, как например к Коринфянам, коим он говорит: умолих Тита и с ним послах брата. Говорит еще: умолити нам Тита (необходимо), да якоже прежде начат, такожде и скончает (2 Коринф. гл. 8, ст. 6). И еще: благодарение Богу, давшему тожде тщание о вас в сердце Титово (2 Коринф. гл. 8, ст. 16). Несомненно, Павел питал к Титу великую любовь духовную о Христе, так как он называет его то сыном, то братом своим, а когда он замедлил, уйдя от Павла, то сей последний скорбел о нем, говоря о себе: пришед в Троаду во благовестие Христово, и двери отверзене ми бывшей о Господе, не имех покоя духу моему, не обретшу ми Тита, брата моего (2 Коринф. гл. 2, ст. 12 и 13). И насколько великий апостол скорбел без Тита, настолько утешался его присутствием, ибо говорит: утеши нас Бог пришествием Титовым (2 Коринф. гл. 7, ст. 6). И еще говорит: возрадовахомся о радости Титове (2 Коринф. гл. 7, ст. 13).

Проходя по многим странам с благовестием имени Христова святые апостолы пришли в Крит, отечество Тита. Анфипатом же тогда в Крите был Рустил, муж сестры Тита; услыхав проповедь апостольскую о Христе Боге, он первоначально посмеялся ей; но когда умерший его сын, воскрешен был апостолом Павлом, то Рустил уверовал во Христа и принял святое крещение со всем домом своим; вместе с тем приняли святую веру и крещение и многие из числа прочих неверных, обитавших на острове том. Святой же Павел поставил блаженного Тита епископом острова Крита и прочих близ лежащих островов и, поручив ему новопросвещенных христиан, оставил его там; сам же отправился в другие страны проповедовать имя Христово язычникам. Придя в Никополь, святой Павел написал послание Титу, в коем поучал его благому управлению (паствой): сего ради оставих тя, - говорит он, - в Крите, да недокончанная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех (Тит. гл. 1, ст. 5). Объясняя эти слова апостольские, святой Златоуст говорит:
- "Тит был более искусным из числа всех, бывших с Павлом; ибо если бы он не был искусным, Павел не поручил бы ему всего острова, не повелел бы окончить не доконченное, не подчинил бы суду его епископов, если бы не надеялся на сего мужа (Тита)".

Когда Павел задержался в Никополе, то снова призывал к себе Тита, говоря в своем послании к нему: егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь: тамо бо судих озимети (Тит. гл. 3, ст. 12). И пришел к нему святой Тит в Никополь; побыв вместе с ним непродолжительное время, Тит снова был послан им в Крит.

После этого святой Павел был взят в Иерусалиме, заключен в оковы и послан в Рим. Тит, услыхав обо всем этом, пошел в Рим, дабы видеть страдальческий подвиг своего учителя. Тит прибывал в Риме до кончины святого апостола Павла; по усечении честной главы апостола (это было сделано по приказанию Нерона4), Тит предал погребению честное тело апостола и снова возвратился к своей пастве, в Крит; престол святительства своего Тит имел в одном из лучших критских городов, называвшемся Гортиной; Тит трудился непрестанно, обращая ко Христу эллинов от заблуждения их, поучая их и утверждая веру их чудесами.

Следует заметить, что на острове том был идол почитаемой язычниками богини Дианы5; на поклонение сему идолу приходило много эллинов, которые приносили также и жертвы. Однажды святой Тит пришел на то место собрания нечестивых и начал говорить им слово Божие, увещевая их обратиться к истинному Богу, познав обольщение идольское. Но так как народ не слушал слов его, то святой Тит помолился Богу, и тотчас идол тот упал и рассыпался в прах. Тогда все, бывшие там, пришли в ужас, и уверовало во Христа в день тот пятьсот человек. Точно также, когда, по приказанию императора римского, на острове Крите строился большой храм идольский в честь мерзкого бога Зевса6, - и уже заканчивался постройкой, - апостол Христов Тит, проходя мимо того места, помолился Богу истинному, и внезапно храм тот упал и разрушился до основания. Видя такое чудо, многие эллины обратились ко Христу и построили прекрасную церковь во имя Господа Иисуса Христа Бога истинного.

Просветив остров Крит и окрестные страны свтом веры святой, апостол Тит достиг глубокой старости; он преставился ко Господу, имея от роду девяносто четыре года. При кончине его пришли с неба ангелы, дабы взять душу его; и просветилось лице его, как солнце. Ибо чья жизнь была светом миру, того и смерть была почтена осиянием света от Господа нашего Иисуса Христа7.


1 Память святого Игнатия Богоносца совершается святой Церковью 29 января и 20 декабря.
2 Исайя - величайший из ветхозаветных пророков; происходил из царского рода, жил и пророчествовал в Иерусалиме, во времена царей иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. Прочества Исайи, относящиеся к Иисусу Христу, настолько ясны и определенны, что пророка Исайю называют "ветхозаветным евангелистом". - Память его совершается святой Церковью 9 мая.
3 т.е. правитель.
4 Император Нерон царствовал с 54 г. по 68 г.
5 Диана считалась у древних греков богинею охоты и вообще покровительницею природы.
6 Зевс считался у греков главным божеством, - родоначальником всех прочих людей и богов.
7 Честные мощи святого апостола Тита почивали в кафедральной церкви в Гортине. После опустошения острова сарацинами в 823 году от мощей его осталась здесь одна глава, которая и была перенесена в Венецию в храм святого Марка. Но, по другим известиям, глава апостола хранится в самом осторове Крите, в храме его имени.

Православие TopCTO Православие Церковь