На первую страницу.

КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ прот. МИХАИЛА ИВАНОВИЧА ГОРЧАКОВА (20.05.1838-5.08.1910)

Заслуженный ординарный профессор Санкт-Петербургского Университета, секретарь и декан юридического факультета, член Государственного Совета, митрофорный протоиерей - это лишь некоторые наиболее значительные должности и звания, которыми был отмечен Михаил Иванович, внешние знаки тех трудов, которые он понес в своей жизни.

Родился Михаил Иванович в селе Палкино Костромской губернии, в семье дьякона Ивана Петровича Горчакова. Жили в бедности, Иван Петрович сам занимался огородом. Михаил с малых лет начал проявлять склонность к священнослужению - облачится в синий портяной плат вместо ризы, возьмет худой бубенец вместо кадила - и отправляет службу по часовнику.

В 7 лет Михаил поступил в Галичское духовное училище, весь курс там шел первым учеником, потом - Костромская семинария, где юноша обратил на себя внимание знанием языков. После семинарии Михаил Иванович поступает в Санкт- Петербургскую духовную академию, которую заканчивает в 1861 году и возвращается в родные места. Служит учителем Костромской семинарии, преподает русскую и гражданскую историю, латинский язык, богослужебные книги.

В 1862 г. - в судьбе Михаила Ивановича поворот: назначение псаломщиком в церковь в Штудгарте. В Германии он приходит к мысли направить свою деятельность на изучение и развитие церковного права. Слушает лекции в Гейдельбергском, Страссбургском, Тюбингенском университетах, углубленно изучает право и литургику.

После возвращения в Санкт-Петербург в 1865 г. Михаила Ивановича рукополагают в сан священника в церкви Мариинского института, и он получает должность законоучителя при этом институте. При этом он много времени уделяет научной работе, вольнослушателем посещает занятия в Санкт-Петербургском университете, с которым связана вся его дальнейшая жизнь. В 1868 г. Михаил Иванович получает ученую степень магистра богословия (за сочинение "О церковных историках первых восьми веков христианских"), избран штатным доцентом университета и получает кафедру церковного законоведения. Затем одну за другой получает степени кандидата юридических наук, магистра государственного права (за диссертацию "Монастырский приказ.(1649-1725)), доктора государственного права (за диссертацию "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода). В 1871 г. Михаил Иванович становится экстраординарным профессором.

В 1879 году умирает горячо любимая Михаилом Ивановичем жена его Екатерина Михайловна, оставив ему пятерых детей в возрасте от году до пяти лет. Горе и необходимость их воспитания отвлекают внимание Михаила Ивановича от научных занятий, и с этих пор он главным образом занимается преподавательской и церковно-административной деятельностью. Тем не менее, в1880 г. он заканчивает свой труд "О тайне супружества. Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей Книги", за который после защиты в Киевской Духовной Академии в 1881 году получает степень доктора богословия. В 1893 г. Михаил Иванович становится заслуженным ординарным профессором Санкт-Петербургского университета.

В университете Михаил Иванович прослужил 45 лет. Он утверждал преподавание церковного права именно как юридической, а не богословской дисциплины, с определенными методами доказательств и считал, что чтобы заниматься ею, нужно быть ученым. Он и о себе говорил, что он юрист, а не богослов. В своих занятиях правом Михаил Иванович основывался, с одной стороны, на изучении истории церковного права и церковно-правовых сборников, а с другой - на истории византийского права. Многочисленные его ученики это направление развивали и в других российских университетах.

Михаил Иванович участвовал в жизни факультета не только преподаванием, не только тем, что был секретарем и деканом факультета. Как мог, он заботился о нуждах студентов. Во время студенческих волнений 1899 г. Михаил Иванович охотно и энергично выступал с ходатайствами за пострадавших студентов, пользуясь своим положением директора тюремного комитета. Вот его из показаний об этих событиях: "...ужели в России православный священник, смотрящий в гроб старик и заслуженный профессор Университета не смеет и не должен объявить о беззащитности студентов, для которых посвятил свою жизнь".

В Государственном Совете Михаил Иванович возбудил вопрос об установлении для петербургских почтальонов и телеграфистов дня отдыха в каждые две недели, заботился об увеличении содержания нижних служителей почтово-телеграфного ведомства, выступал за отмену политических и гражданских ограничений, связанных с лишением или добровольным снятием духовного сана.

Многообразная и плодотворная деятельность Михаила Ивановича высоко ценилась как со стороны светского правительства, наградившего его знаками внимания и отличия (до ордена Владимира 2-й степени включительно), так и церковного, наградившего его саном протоиерея и митрою. Получал Михаил Иванович знаки внимания и от высочайших особ, в числе которых - бриллиантовый перстень от императора Александра II , золотой с украшениями наперсный крест от великой княгини Екатерины Михайловны в вознаграждение 25-летнего преподавания Закона Божия в Мариинском институте, золотой наперсный крест с драгоценными камнями от императрицы Марии Федоровны во внимание к отлично усердной свыше 32-летней службы и полезным трудам в Мариинском институте. Внимание и признательность старались оказать Михаилу Ивановичу и ученые круги России: Императорская Академия наук удостоила три его диссертации Уваровских премий, избрала его в свои члены-корреспонденты, Юрьевский университет, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Киевская Духовная Академия, русское астрономическое общество и Владимирская ученая комиссия избрали его в свои почетные члены. Кроме того, Михаил Иванович состоял членом Высочайше утвержденной комиссии для разбора синодального архива, членом-сотрудником вольного экономического общества, а также председателем, почетным и пожизненным членом основанного по его предложениям общества вспомоществования бывшим воспитанницам Мариинского института и почетным членом общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии.

Православие TopCTO Православие Церковь