На первую страницу.
Святителя Димитрия Ростовского,

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

Когда наступила полнота времени и приближался срок избавления рода человеческого благодаря Божественному вочеловечению, по пророчеству должна была найтись такая чистая, непорочная и святая дева, которая достойна была бы воплотить бесплотного Бога и послужить делу нашего спасения. И такая дева нашлась - чистейшая всякой чистоты, пренепорочнейшая несравненно более всякого разумного создания, святейшая всякой святыни, пречистая и преблагословенная Дева Мария, дочь святых и праведных Иоакима и Анны, плод родительских молитв и пощений, потомок рода царского и архиерейского. В будущем ставшая одушевленной церковью Божией, Она нашлась на месте святом, в церкви Соломоновой. Внутри храма, в святилище, именовавшемся "Святая Святых", нашлась Та, Которая родила всех святых святейшее Слово1. Там, с высоты славы царствия Своего, призрел Господь на смирение рабы Своей и избрал Ее, предъизбранную из всех родов в Матерь Своему Предвечному Слову.

Из достоверных повествований святых мы узнаем, что еще до архангельского благовещения Ей было таинственно предвозвещено воплощение от Нее Бога-Слова. Живя в храме около двенадцати лет, Пречистая Дева упражнялась не только в непрестанной богомысленной молитве и повседневном рукоделии, но и в чтении книг божественных, поучаясь в законе Господнем день и ночь. Святые Епифаний2 и Амвросий3 пишут: Она отличалась необыкновенным умом, любила учиться и была прилежна в чтении Божественного Писания. Церковный историк Георгий Кедрин4 повествует: еще при жизни Своих родителей Она хорошо изучила еврейские книги. Читая часто в пророчестве Исаии слова: "се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что означает: С нами Бог)" (Ис.7,14), Она воспламенялась горячей любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к этой Деве, Которая предназначена зачать и родить Его. При этом Она размышляла о том, сколь велико достоинство соделаться Матерью Еммануила, Сына Божия, и сколь неизреченно это таинство, чтобы Дева была Матерью. Зная из пророчеств, что время пришествия Мессии приблизилось, что скипетр уже взят от Иуды и седьмицы Данииловы оканчивались, Она полагала, что должна уже родиться на свет Та, предвозвещенная Исаией Дева, и часто из глубины сердца воздыхала и молилась, дабы Бог сподобил Ее видеть эту Деву и, если бы было возможно, быть у Нее хотя бы последней рабой.

Однажды, когда по обыкновению Своему Она стояла на полунощной молитве и возносила к Богу Свои пламенные желания, внезапно свыше воссиял на Нее необыкновенный свет и облистал Ее. Из средины света раздался голос, говорящий Ей:

- Ты родишь Сына Моего!

Невозможно выразить словами ту радость, которой преисполнилась Пресвятая Дева, и того чувства, с которым Она поклонилась до земли, воздавая Богу - Творцу Своему благодарность. Так призрел Господь на смирение Рабы Своей (Лк.1,48). Та, Которая из любви к Богу желала послужить чистой Матери Мессии, сподобилась Сама быть Ему Матерью и Госпожой всякого создания. Это откровение было Ей на двенадцатом году Ее жизни, за два года до Ее обручения, и этой тайны Она никому не открывала до самого вознесения Господня. После откровения Ей стало известно, что в Ее девической утробе произошло таинство зачатия, и Она ждала времени, когда должно было совершиться событие этого таинства.

Когда, по свидетельству святого Евода5, исполнилось одиннадцать лет пребывания Пресвятой Девы в храме Соломоновом и наступил двенадцатый год, а по предположению Георгия Кедрина, Ей исполнилось четырнадцать лет от роду, архиереи и священники стали приказывать Ей, чтобы Она по обычаю переселилась из храма в дом и, подобно другим девицам Ее возраста, вышла замуж. Но Она им отвечала, что еще с пелен отдана родителями единому лишь Богу и Ему обещала сохранить навсегда Свое девство, а потому и невозможно Ей сочетаться с человеком смертным, и ничто в свете не принудит Ее вступить в брак.

Архиереи удивились этой новости, ибо не было еще на земле ни одной девицы, обещавшей Богу навсегда сохранить свое девство, и Она явилась в мире первой в этом отношении. Они стали советоваться между собой, как им поступить. Они не хотели, чтобы Она продолжала жить при храме, не хотели даже пускать Ее более в храм Господень за внутреннюю завесу, но в то же время не смели обручить мужу деву, обещавшуюся Богу, и недоумевали, как богоугодно устроить Ее безбрачную девическую жизнь так, чтобы не прогневать Бога. Они почитали за великий грех и то, и другое: и принуждать к браку деву, обещавшую Богу вечное девство, и держать во "Святая Святых" деву, достигшую совершеннолетия.

Святой Григорий Нисский6 говорит об этом так: "Пока Она была еще в юных летах, иереи соблюдали Ее, подобно тому, как - Самуила во храме; но когда Она достигла совершенного возраста, то они советовались между собой: что им далее с Ней делать, чтобы не прогневать Бога". Церковный историк Никифор Каллист7 повествует о том же следующее:

"Когда святая Дева пришла в возраст, священники составили между собой совет, как Ее устроить, чтобы им не оказаться оскорбителями Ее святого тела, опасаясь, что совершат грех святотатства, если выдадут замуж и подчинят закону супружества Ту, Которая раз навсегда принадлежала лишь одному Богу; в то же время они говорили, что не подобает девице, достигшей такого возраста, пребывать во святилище, что сего закон не допускает, и это недостойно и не приличествует святыне". И вот, приступив к кивоту завета и сотворив усердную молитву, они, как повествует блаженный Иероним8, получили ответ от Господа, чтобы искали такого достойного мужа, которому бы могла быть вверена дева под видом и образом супружества для хранения непорочного девства. Относительно же того, как найти такого мужа, совет Господень был таков: из дома и племени Давидова избрать безбрачных мужей и положить их жезлы в алтарь - чей жезл процветет, тому святая Дева и должна быть вверена.

В то самое время наступил праздник Освящения храма, установленный Маккавеями9, начало праздника было 25-го ноября, а отдание 3-го декабря. И собралось тогда в храме из окрестных городов множество народа; пришли на праздник мужи и из рода Давида, родственники Девы Марии. Георгий Кедрин повествует, что святитель, великий Захария, отец Предтечи Господня, собрав двенадцать безбрачных мужей из племени Давидова, среди которых находился и святой Иосиф, муж праведный и уже преклонных лет, взял жезлы их и положил на ночь во святом алтаре, говоря: "Господи Боже, яви мужа, достойного обручиться с Девой!" На утро, когда священники вместе с двенадцатью мужами вошли в храм, жезл Иосифа был найден расцветшим, и на нем, как о том свидетельствует Иероним, сидела слетевшая свыше голубица. Тогда все познали благоизволение Божие, чтобы Дева была вручена на сохранение Иосифу.

Некоторые думают, что и Пресвятой Деве, всячески избегавшей обручения и весьма заботившейся о чистоте Своего девства, как бы не было причинено какое-либо оскорбление, было также особенное откровение, чтобы Она не усомнилась идти к родственнику Своему и обручнику Иосифу, мужу праведному, богоугодному и святому, не для плотского супружеского соединения, но на устроенное вышним промыслом соблюдение и хранение Ее девства. По совершении обручения, святой Иосиф взял Пречистую Деву из рук первосвященника из храма Господня для чистого и непорочного сожития, не повреждающего цвета девства. И был святой Иосиф только мнимым Ее мужем, а в действительности целомудренным хранителем Ее девства и служителем Ее девического жития, исполненного великой святыни.

Живя в доме своего обручника, Пречистая Дева не изменила прежнего образа жизни, какой Она имела в "Святая Святых" храма. Ни в чем другом Она не упражнялась, как только в богомысленной молитве, в чтении божественных книг и в обычном женском рукоделье. Дом Иосифа был для Нее как бы молитвенным храмом, из которого Она никуда не выходила, но всегда пребывала в нем в уединении, посте и молчании, беседуя только со Своими домашними, то есть с дочерями Иосифа.

По свидетельству святого Евода, после четырехмесячного пребывания Ее в доме Иосифа наступил час воплощения Бога-Слова, час, вожделенный для всего мира, в который началось наше спасение. И послал Бог единого из небесных духов, наиболее близко предстоящих у престола Его, архангела Гавриила, с извещением о таинстве, сокровенном от века и неведомом самим ангелам, - благовестить Пречистой Деве дивное зачатие Сына Божия, превосходящее всякое разумение и естество человеческое.

Об этом благовестии апостол Лука в Евангелии так пишет: "В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога" (Лк.1,26). То был шестой месяц после зачатия святого Иоанна Предтечи, и тот же ангел, который благовестил Захарии зачатие Иоанна, послан был благовестить Пречистой Деве о зачатии Христа; в шестой же месяц он послан был для того, чтобы шестимесячный Предтеча во чреве матери взыграл от радости, ощутив пришествие Матери Господней.

"Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет" (Лк.1,26). Галилея тогда была страной языческой, хотя отчасти была населена и израильтянами, почему и в писании говорится о ней: "Галилея языческая" (Ис.9,1). У израильтян же она считалась последней областью и была презираема, потому что была заселена грешными и неверующими жителями; посему-то иудеи, уничижая ее, говорили: "Разве из Галилеи Христос придет?.. Рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк" (Иоан.7,41,52). Поэтому и Назарет, город Галилейский, считался у них самым ничтожным, самым убогим и последним городом, так что они говорили: "Из Назарета может ли быть что доброе?" (Иоан.1,46).

Но обратим внимание на Божие благоволение. Где Он восхотел иметь Пречистую Матерь Свою? Не в стране Иудейской, не в святом и великом граде Иерусалиме, но в считавшейся грешной Галилее, в убогом Назарете, чтобы, с одной стороны, показать, что Он пришел на землю ради грешных: "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лк.5,32), и из неверных язычников создать Себе Церковь верную; с другой стороны - дабы явно было, что Он милостиво призирает на смиренных, отверженных и уничиженных, а не на гордых и знатных. Ибо когда Бог-Слово восхотел сойти с небес к грешникам, то с высоты славы Своей взирал: где было более грешников, и в Иудее увидел Он иерусалимлян, считавших себя праведниками и оправдывавших себя пред людьми, а галилеян всеми презираемых и считавшихся грешными более всех других. Итак, миновав мнимо святую Иудею, Господь сошел в мнимо грешную Галилею, миновав и Иерусалим, - этот великий, почитаемый и славный город; Он сошел в Назарет, городок убогий и презираемый, избирая для Себя в этом мире последнее место и смиряясь даже до образа раба и грешника.

Умален был Назарет, но какой великой благодати он сподобился! Все прочие большие города израильские, до неба вознесшиеся, не могли этого удостоиться. В убогом Назарете - высшая всех святых ангелов Дева, чрево Которой невместимый Христос-Бог пространнее небес соделал. Сюда архангел Гавриил посылается, здесь Дух Святой осеняет, здесь Бог-Слово воплощается; ибо где смирение, там и слава Божия воссияет. Города гордые не угодны были Христу, а смиренные приятны Ему. В бесславном городе Назарете Христос зачался, а в славном городе Иерусалиме Его распяли. В малом Вифлееме Он рождается, в великом Иерусалиме Его предали на смерть. В смиренных Господь является, а гордые гонят Его от себя.

Святой Андрей Критский10 о ниспослании архангела к Пречистой Деве говорит так: "Единому из первейших Своих ангелов Бог повелевает возвестить тайну и, мановением Своего величия, как бы так вещает: "Гавриил! Иди в Назарет, город Галилейский, в нем живет Отроковица Дева Мария, обрученная мужу, по имени Иосиф". Иди, говорит Господь, в Назарет. Ради чего же? Ради того, что Всевышний приемлет вожделеннейшую красоту девства, как благовоннейшую розу из страны тернистой. Иди в Назарет, чтобы исполнилось пророчество: "Он Назореем наречется" (Мф.2,23). Кто же наречется Назореем? Тот, Кого Нафанаил назовет впоследствии Сыном Божиим и Царем Израилевым. Посылается Гавриил, которому и прежде повелеваемо было возвещать божественные тайны, как об этом ясно сказано в книге пророка Даниила. Иди в Назарет, город Галилейский, говорит Бог Гавриилу, и, придя туда, благовести Деве радость, которую некогда утратила Ева. Берегись, чтобы не смутить Ее; ибо это приветствие твое - знак радости, а не печали, утешения, а не смущения. И может ли быть для человеческого рода радость высшая той, что естество человеческое соединится с естеством Божиим и по причине этого соединения в Едином Лице соделается единым с Богом? Может ли что быть изумительнее, чем видеть Бога, смирившего Себя до того, чтобы быть носимым в утробе женской? О, поразительное чудо! Бог, Которому небо престол, а земля подножие ног, Бог, Которого не вмещают небеса, Который Един со Отцем разделяет престол вечности, - вмещается в девической утробе! Может ли что быть удивительнее, как видеть Бога в образе человеческом, неразлучающегося в то же время и со Своим Божеством, и естество человеческое видеть соединенным с естеством своего Создателя, дабы Бог явился совершенным и всецелым человеком?

Гавриил, - продолжает святой Андрей Критский, - выслушав Божественное вещание и приняв повеление, подтвержденное мановением Божиим, но превышающее силы его, находился между страхом и радостью. Не сознавая себя достойным к исполнению Божественного повеления, но не дерзая и ослушаться его, он, повинуясь гласу Божию, отлетел к Деве и, достигнув Назарета, остановился при входе в дом Иосифа. Недоумевая и размышляя сам в себе, он как бы так рассуждал: "Как приступить к исполнению повеления Божия? Войти ли сразу поспешно? Но тогда я могу возмутить спокойствие Девы. Войти ли медленнее? Но тогда Дева, ощутив мое присутствие, захочет скрыться. Постучаться ли в дверь? Но это несвойственно ангелам: ибо для бесплотных нет ничего запертого и возбраняющего вход. Отворить ли дверь? Но я могу войти и через затворенные двери. Назвать ли Деву по имени? Но этим могу испугать Ее. Войду лучше тихо и буду приветствовать Ее с кротостью, как и повелел мне Пославший меня. Но что я начну говорить Деве? Возвещу ли Ей прежде всего радость, или скажу, что Сам Бог имеет вместиться в Ней, что Дух Святой найдет на Нее, и сила Вышнего осенит Ее? Возвещу Ей прежде всего радость, а там поведаю и таинство чудесное. Приступлю к Ней и радостно воспою приветствие: "Радуйся! Веселись! Утешайся!" Эти слова будут самым приличным началом моей беседы с Девою. Она тогда уже не испугается, и помыслы не смутят Ее. Посему начну свое благовестие так: прежде всего принесу Ей весть радости и веселия, таковыми словами должно приветствовать Ее, как Царицу: ибо сие есть событие радости, время веселия, царство мира, совет Божий о спасении, начало утешения".

Видите ли, с каким благоговением приходит архангел к Богоотроковице, со сколь великим трепетным почтением приготавливается приступить к Владычице всего мира, как предварительно размышляет о тех, исполненных радости словах благовещения, с которыми должен обратиться к Ней. Достойно при этом обратить свое благоговейное внимание и на то, что он нашел Ее не вне дома и горницы своей, не на улицах городских посреди народа и мирских бесед, не суетящуюся дома в житейских попечениях, но упражняющуюся в безмолвии, молитве и чтении книг, как это ясно показывает и иконное изображение Благовещения, представляя Деву Марию с положенной пред Ней и раскрытой книгой, в доказательство непрестанного упражнения Ее в чтении божественных книг и богомыслии.

В то самое время, когда явился к Деве небесный Благовестник, Она, как полагают богомудрые отцы Церкви, имела в уме слова пророка Исаии: "се, Дева во чреве приимет" (Ис.7,14) и размышляла, каким образом и когда будет то странное и необычное для девического естества зачатие и рождение. Еще ранее Она, как выше уже было сказано, была извещена Божиим откровением, что не иная какая дева, но Она Сама послужит к совершению таинства и родит желаемого Мессию. От этого извещения горела Она любовью серафимской к Богу и Творцу Своему и молила Его милосердие, да исполнит Он скорее совершение Божественного обетования Своего и пророчества Исаии, и с пламенным желанием говорила Себе: "Когда же настанет для Меня вожделенное время и Создатель Мой, благоизволив принять от Меня плоть человеческую, сойдет с небес и вселится в Меня? Когда достигну того благословенного блаженства, чтобы соделаться Матерью Бога Моего? А до того времени, когда не достигну сего, слезы мои будут мне пищей день и ночь. Для ожидающих столь вожделенного и короткое время кажется слишком длинным".

Когда Пречистая Дева так размышляла и в тайне сердца Своего возносила с пламенной, горячей любовью к Господу богомысленную молитву, вдруг тихо предстал пред Ней благовестник архангел Гавриил. Тот же святой учитель Андрей Критский так о этом пишет:

"Архангел Гавриил вошел в дом и, приступив к внутреннему покою, в котором Дева обитала, тихо приблизился к дверям и, проникнув внутрь, кротким голосом начал с Ней беседовать. "Радуйся, - сказал он, - Благодатная, Господь с Тобою! Сущий прежде Тебя - ныне с Тобою и скоро из тебя произойдет; Сущий прежде всей вечности - ныне будет под временем". О безмерное человеколюбие! - восклицает святой Андрей. - О неисповедимое милосердие! Архангел не только благовествует радость, но радость обитания Творца в Деве. Ибо слова Его: "Господь с Тобою!" явно показывают присутствие Царя, хотя и приявшего от Нее плоть человеческую, но тем ни мало не отступившего от свойственной Ему славы! Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою! Радуйся, всечестное орудие мира, коим горестный приговор, осудивший мир на проклятие, променяется на радостный призыв к блаженству! Радуйся, воистину Благословенная! Радуйся, Дева Превосходнейшая! Радуйся, прекрасный храм небесной славы! Радуйся, освященная палата Царя! Радуйся, чертог, в коем Христос обручился и сочетался с человечеством! Благословенна Ты в женах, Ты, Которую Исаия провидел пророческими очами и наименовал Пророчицей, Девой, книгой запечатленной! Благословенна воистину Ты, нареченная Иезекиилем денницей и дверью затворенной, через Которую прошел Единый Бог! Благословенна воистину Ты Единая, Которую муж желаний, Даниил, видел, как гору, и Которую чудный Аввакум назвал горой приосененной, а царственный прародитель Твой, Давид, пророчески воспел горою Божией, горою тучною, горою умащенною, горою, в которой благоволил вселиться Бог. Благословенна Ты в женах, Ты, Которую Захария, зритель Божественных Тайн, провидел как превосходный светильник золотой, украшенный семью лампадами, означавшими семь даров Духа Святого. Воистину благословенна Ты, вмещающая в Себе как бы рай и сад эдемский - Христа, Который, по Своему неизреченному всемогуществу, происшедши из Твоей утробы, как источник воды живой, напоил четырьмя евангельскими струями все лицо земли!"

Услышав такое приветствие ангела, Дева смутилась от слов его и размышляла: "Что бы это было за приветствие?". Она смутилась, но не испугалась, потому что такое посещение не было совсем новым, нечаянным и внезапным. Появление ангела не могло испугать Ее, ибо для Нее обычно было дружественное общение с ангелами еще во время пребывания во Святая Святых, где, по свидетельству святого Германа11, ежедневно принимала Она пищу из рук ангела. Но Она от удивления смутилась потому, что ангел прежде никогда не приходил к Ней в столь великой небесной славе, с таким радостным лицом и с такими преисполненными радости словами. Смутилась Она особенно от слов ангела: "Благословенна Ты между женами" (Лк.1,28). Она смутилась как целомудренная, но не устрашилась как мужественная, и как одаренная духом благоразумия и мудрости размышляла Сама с Собой: "Что бы это было за приветствие? Что хочет сказать Мне ангел этим приветствием? Не введет ли Меня опять в храм Господень, или не принесет ли он Мне с неба какую-либо новую пищу? Или не возвестит ли он новой тайны от Бога? Не научит ли он Меня, так много размышляющую и не могущую понять, как "Дева во чреве приимет, и родит Сына" (Ис.7,14)? Что же будет после этого приветствия?"

Тогда ангел сказал Ей: "Не бойся, Мария! Не сомневайся более о предреченной Исаией Деве. Ты Та Самая Дева, Которая обрела эту благодать, чтобы бессеменно зачать Еммануила и родить Его неизреченно, как Он Сам то ведает. Ты обрела благодать Божию премногими Твоими добродетелями, особенно же тремя высочайшими: Ты обрела благодать глубоким Твоим смирением, ибо смиренным дает Свою благодать Бог, глаголющий: "На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом" (Ис.66,2). Ты обрела благодать девственной чистотой Твоей, ибо Бог, как чистейший по естеству Своему, желает родиться от Пречистой и нетленной Девы; Ты обрела благодать у Бога Твоей пламенной любовью к Нему, ибо Господь сказал: "Любящих меня я люблю и ищущие меня найдут меня" (Прит.8,17). А поскольку Ты возлюбила и взыскала Его всем сердцем, то посему и обрела благодать у Него и родишь Сына, не простого смертного, но Сына Божественного, Сына Вышнего, Бога от Бога, прежде веков от Отца без матери рожденного, от Тебя же, Девы - Матери, без отца произойти имеющего. Его имя будет чудное и неизреченное, Ты наречешь имя Ему - Иисус, что значит: Спаситель, ибо Он спасет весь мир и воцарится, без сравнения, преславнее праотца Давида и всех прежде бывших царей из дома Иакова. Но царство Его будет не временное, а вечное, нескончаемое в бесконечные веки".

- Как будет это, - вопросила Мария ангела, - когда Я мужа не знаю?

Пречистая Дева верила словам ангела, ибо по благодати Божией, которой Она была исполнена, знала о том, что родит Благовествуемого, о чем получила извещение во время пребывания в храме от Самого Бога; но Ей неизвестно только было, как это сбудется, каким образом Дева, не познавшая мужа, может родить? Потому Она и спросила ангела: "Как будет это?".

Рассуждая об этом, святой Григорий Нисский, от лица Ее, так обращается к ангелу: "О, ангел! Поведай Мне образ самого рождения - и ты обрящешь сердце Мое готовым к совершению Божественного благоизволения, ибо я желаю Себе такового плода, но без нарушения девства".

Святой Амвросий о том же рассуждает так: "Хорошо вопросила Она ангела: "Как будет это?" (Лк.1,34). Ибо Она, хотя и прежде читала, что Дева зачнет, но не знала о том, каким образом это сбудется. Она действительно читала пророческое слово: "Се, Дева во чреве приимет" (Ис.7,14), но как приимет - об этом только ныне возвещает Ей ангел во время благовещения".

И вот, ангел открывает Деве и самый образ зачатия, что зачатие это будет не по естеству человеческому и обычному порядку, но сверхъестественно, "идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин"12, что зачатие это будет по действию Святого Духа: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк.1,35). От Него приимешь во чреве Твоем, и Он совершит в Тебе неведомое зачатие. Тот, Кто из бездушной земли мог создать Адама, не тем ли более Он может от живой Девы произвести живого Младенца? Если Богу возможно было из кости Адамовой создать жену, не тем ли более Он может сотворить человека в утробе девической? Вседействующий Дух Святой соделает то, что в Твоей, Пресвятая Дева, Пречистой утробе, от Твоей плоти, таинственно устроится плоть бесплотному Слову Божию. Сквозь Тебя, дверь, чистотою запечатленную и девством хранимую, пройдет Господь, как луч солнечный проходит сквозь стекло и кристалл, освящая и просвещая Тебя Божественной Своей славой; так что Ты будешь истинной Матерью Божией, родившей совершенного Бога и совершенного человека, и нетленной Девой как до рождества, так пребывающей ею и в рождестве и по рождестве: это соделает в Тебе наитием Святого Духа сила Всевышнего. А что это истинно, в удостоверение сего - да послужит тебе знамением то, что вот и родственница Твоя Елисавета, от юности бывшая бесплодной и уже состарившаяся, зачала сына, ибо так угодно Богу, Который и из невозможного творит возможное. Ибо среди людей кажется невозможным как то, чтобы нетленная Дева зачала и родила без мужа, так и то, чтобы зачала и родила бесплодная и состарившаяся женщина; но у всемогущего Творца все возможно, "ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк.1,37): по Его мановению и бесплодная старица зачала, и Ты, Дева, зачнешь".

Услышав от ангела это благовестие, Пречистая преклонилась пред волей Господа Своего и с глубочайшим смирением отвечала от исполненного любви к Богу сердца Своего: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк.1,38). И в то же мгновение действием Святого Духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. Тогда девическое сердце Ее особенно сильно стало таять Божественным желанием, и пламенем любви серафимской горел дух Ее, и весь ум Ее, как бы находясь вне себя, погружался в Боге, неизреченно услаждаясь благостью Его. В этом наслаждении Ее духа всесовершенным Боголюбием и ума - Боговидением и зачался Сын Божий, и "Слово стало плотию, и обитало с нами" (Иоан.1,14).

Ангел, совершив по повелению Божию свое благовестие и трепетно благоговейным поклонением почтив Воплощающегося в утробе девической и Деву, воплощающую в Себе Бога, отошел от Нее к престолу Господа Саваофа, славя таинство вочеловечения Божия, со всеми небесными силами, в неисповедимой радости во веки. Аминь.

Тропарь, глас четвертый:

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас осмый:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.


1 Из церковной службы.
2 Святой Епифаний, епископ Кипрский, церковный писатель IV века. Его творения посвящены главным образом обличению современных ему ересей. Память св. Епифания празднуется 12 мая.
3 Святой Амвросий Медиоланский (или Миланский), отец Западной Церкви и христианский писатель IV века. Память его празднуется 7 декабря.
4 Георгий Кедрин - византийский писатель конца XI и начала XII в. Из его трудов особенно известен "Сонофис историон".
5 Святой Евод - апостол из 70-ти.
6 Святой Григорий, епископ Нисский, брат святого Василия Великого, - знаменитый церковный учитель IV в. Память его - 10 января.
7 Никифор Каллист, церковный историк XIV в., монах Софийского монастыря в Константинополе. Скончался Каллист в 1350 г.
8 Блаженный Иероним - один из замечательнейших учителей Западной Церкви (330 - 419 гг.). Труды его касались всех областей богословского знания. Самый замечательный его труд - латинский перевод священного Писания, известный под именем Вульгаты.
9 Маккавеи (от евр. makkabi - молот) - распространенное название защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана. Особенно знамениты 7 братьев Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл и мать их Соломония, подвергнутых многим мучениям за отказ вкусить идоложертвенного мяса. Память их празднуется 1 августа.
10 Святой Андрей, архиепископ Критский, жил в конце VII - начале VIII вв. Он замечателен как проповедник и церковный песнописец. Самое замечательное его произведение - великий и покаянный канон, читаемый на первой неделе и в четверток пятой недели Великого поста. Скончался святой Андрей в 712 году. Память его празднуется 4 июля.
11 Святой Герман, патриарх Константинопольский, жил в конце VII - начале VIII вв. Память его празднуется 12 мая.
12 Из догматика 7 гласа.

Православие TopCTO Православие Церковь